7 июля 2021 г.

Олег Герасимов

 Г. Ф.  Герасимова

О МОЁМ СЫНЕ - ОЛЕГЕ ГЕРАСИМОВЕ

Мой сын Герасимов Олег родился 6 сентября 1947 года в городе Кишиневе. Отец его был военнослужащим, но ушел из семьи еще до рождения Олега. Олежка рос с мамой и бабушкой. Очевидно, сказалось женское окружение на его характере: он был очень добрым, ласковым, чутким, отзывчивым.

Развивался быстро, рано научился читать (в 5 лет читал бегло и довольно серьезные книжки), хорошо рисовал, пел, любил музыку, театр.

У нас в семье было принято читать вслух. Олежек очень любил такие чтения и сам читал нам вслух с большим удовольствием. Затем прочитанное обсуждалось. Уже в 2-3 года он не только любил слушать сказки, но и сам их придумывал и, конечно же, рассказывал их с упоением. Его очень волновало прочитанное, ему было до слез жалко "гадкого утенка", напоминавшего одного мальчика - родственника; со слезами на глазах он читал "Зимовье на Студеной" Мамина-Сибиряка, очень волновали герои Гайдара и другие.

Олежка с детства и до конца своих дней был очень чуток к горю, болезни не только близких, а и всех, с кем приходилось так или иначе сталкиваться, был очень доверчив, т.к. сам был честен.

Его бабушка сильно болела: 9 лет была прикована к постели. Он ухаживал за ней, читал ей стихи: и свои, и любимого ею Пушкина. Старался хоть чем-то облегчить ее страдания.

Когда Олегу было без малого 18 лет, у его дяди (моего брата) умерла жена при родах. Мы забрали новорожденного Андрейку (11 суток от роду), вырастили его. После школы он окончил Московский Государственный университет. Так вот, Олежка так нежно любил его своего братишку, так бережно относился к нему... Сам же Олег был очень раним, а жизнь не всегда его щадила...

Когда ему исполнилось 1,5 года, мы переехали на жительство из Кишинева в п. Сокиряны Черновицкой области, где он в 7 лет пошел в школу. Я очень боялась, что ему будет скучно на уроках в 1-ом классе, ведь он читал уже "толстые", по его тогдашнему выражению, книги, записавшись самостоятельно в детскую библиотеку в пятилетнем возрасте. Знания по математике у него превосходили программу первого класса, причем, все это было не по принуждению. Он спрашивал, я отвечала, и он запоминал. Так, полуиграя, он научился читать, считать. Однако мои опасения были напрасны. Ему нравилось в школе, нравилось придумывать и объяснять смысл неизвестных для других ребят слов, придумывать задачи т.д.

Учился он хорошо. Рано стал увлекаться поэзией, искусством (живопись, театр), музыкой, филателией, историей.

После окончания им 1-го класса мы переехали в Харьков, где Олежка начал учиться музыке и посещал хореографический кружок, в котором у него были тоже очень неплохие успехи. У Олега был хороший слух, приятный голос, поэтому любил петь.

Он был общительным человеком, друзья до сих пор (ведь прошло уже 11 лет, как Олега нет с нами) частенько бывают в нашем доме и на его могиле.

Стихи начал писать очень рано. Первые посвящал нам: мне и бабушке, потом любимой учительнице. В школе обратили внимание на его сочинения, которые он писал всегда с удовольствием и только от себя, от своего имени, не используя никакой критической литературы. О том, что пишет стихи, долгое время знали только в семье, от остальных он скрывал. Но однажды (мы тогда уже жили в Горловке) подарил стихотворение любимой учительнице русской литературы Сычевой Светлане Петровне (это было в 7-м классе). Она, или кто-то другой, передала это стихотворение в редакцию нашей местной газеты "Кочегарка", после чего Олега пригласили в редакцию со всеми своими стихами. А по прочтению стихов предложили посещать литературное объединение при газете. Напечатали его стихотворение "Я не согласен", затем было напечатано стихотворение в "Юном ленинце", "Комсомольце Донбасса" и др. газетах. Я всегда выписывала много периодики, в т.ч. и для Олежки. Это такие детские издания как: "Веселые картинки", "Мурзилка". Позже, как подрос, "Пионер", "Смена", "Юность" и т.д. В "Пионере" была публикация об открытии заочных курсов юных корреспондентов, предлагалось выполнить задания.

Олежка выполнил их все и стал юным корреспондентом, получил удостоверение, и с тех пор систематически посылал в журнал свои корреспонденции. А учился он тогда в 6-ом классе.

Через некоторое время в "Пионере" был объявлен конкурс на лучший юмористичес¬кий рассказ. Олег получил Первую премию за рассказ "Как я в форточке не застрял" 8 конкурсе "Пионерских известий". Причем, в книге Драгунского "Старый мореход" (которая и была 1-й премией) сам Драгунский написал ему: "Дорогой Олег! Теперь неофициально: Мне правда понравились твои рассказы! Пиши еще! Ты насмешил меня, - а это уже кое- что, это даже очень много, - ведь я сам пишу смешные рассказы и знаю, как это трудно! Желаю тебе добра и счастья! Твой Виктор Драгунский. Дружба! Верность! Честь!"

Рассказы были опубликованы в журнале "Пионер" и газете "Неделя" в связи с юбилеем журнала. Олег посещал кружок юных корреспондентов в городском Дворце пионеров, был активным его членом. И, конечно же, занимался самообразованием: много читал, писал. В школе был активным комсомольцем. После окончания школы пошел работать на машиностроительный завод, объясняя это желанием пожить и поработать в рабочем коллективе. Работая, продолжал участвовать в художественной самодеятельности, в заводском и городском литературном объединениях. Печатался в газетах "Правда", "Социндустрия", "Социалистический Донбасс", "Комсомолец Донбасса" и др. Получил вторую премию на областном поэтическом конкурсе им. Бориса Горбатова.

На 19-ом году жизни пошел служить в армию. Служил на подводной лодке штурманским электриком с июня 1966 года по декабрь 1969 года. Будучи в армии продолжал писать стихи и занимался самообразованием, насколько это было возможным. И в армии его любили друзья. Там же стал членом литературного объединения при севастопольской газете "Флаг родины", часто печатали его стихи. Начал печататься в журнале "Советский воин". В связи с 40-летием журнала "Советский воин", был награжден по приказу министра обороны Гречко именными офицерскими часами за патриотическое воспитание воинов своим творчеством. Много раз был победителем различных конкурсов, объявляемых газетой "Флаг родины". Связи с этими газетами не прерывал до конца своих дней.

После демобилизации работал на шахте и на машиностроительном заводе. 3 апреля 1975 года приказом министра угольной промышленности был награжден знаком "Шахтерская слава" 3-й степени. Вручен знак был министром угольной промышленности Братченко, имеется фотография, на которой Олег прямо в министерстве читает стихи о шахтерах.

В 1970 году поступил на заочное отделение Московского Литературного института имени М. Горького, который окончил в 1976 году. Он постоянно печатался в журналах "Юность", "Смена", "Советский шахтер", "Красный крест", "Донбасс" и др. Стихи его публиковались во многих коллективных сборниках, таких как "Веселка" (г. Киев), "Солдаты миру" (г. Киев), "Самоцветы" (г. Донецк), "Шахтерское братство" (г. Донецк), "Ленинцы" (г. Москва, Молодая гвардия), "Вдохновение" (г. Москва). За 7 дней до смерти вышла в г. Киеве первая книга "Призвание" с его стихами.

После его смерти в 1982 году в издательстве "Молодая гвардия" в серии "Имена на поверке" вышел сборник "Последняя высота", где есть и Олежкины 56 стихотворений.

В 1977 году 12 мая Олежки не стало. Разбился он при исполнении  служебного  долга  на  Горловском  машиностроительном заводе.



Комментариев нет: