3 июня 2016 г.

Между печалью и небытием

Выходом неординарной книги порадовал на днях горловский блогер Егор Воронов. Книга "Между печалью и небытием",  выпущенная самиздатом, вобрала в себя стихи, лирико-философские миниатюры и малую прозу.
Егор Воронов - известный симулякр, ведущий блогер нашего города, по его выражению - Города Вечной Осени. Но, к сожалению, как литератор он известен меньше, хотя за последние пару лет его стихи успели отметиться в заметных изданиях и в Донбассе, и в России. И вот новый шаг -  Егор выносит свой творческий багаж на суд читателей выходом "живой" книги.
Книга получилась интересной во многих отношениях, ценность её, подобно цене красного вина, будет расти с каждым годом, уверен, что она найдёт своего читателя, и станет маяком для творческой молодёжи, а для читателя постарше - хорошим собеседником и источником для размышления.

И. Черняев, фото Е. Васильевой


ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫЙ НЕСЁТ СЛОВО 
(© Илья Вараскин  https://www.facebook.com/egor.voronov.gorlovka/posts/1719403098318739 )
(Рецензия на сборник текстов Егора Воронова "Между печалью и небытием") 

Первый день лета 2016 года выдался холодным. Егор ждал меня на площади Победы и я, помню, тогда съязвил, что лето нарочно сыграло с нами злую шутку в честь выхода отнюдь не теплого сборника произведений автора. Лето с запахом осени - в очередной раз заметил я. В типографию мы шли практически молча (или это мне сейчас так кажется). Я кутался в воротник своей ветровки, Воронов прикуривал одну сигарету за другой...

Не смотря на то, что Книга была подписана мне и подарена в тот же день, открыл я её далеко не сразу. А потом еще долго думал стоит ли вообще писать что-то, что называется рецензией?! Пожалуй, слишком громкое Слово для человека, который в своей жизни не брал в руки пера. Однако, предположим, что будь эта книга моего авторства или вашего, допустил ли бы сам Воронов, чтобы выход такого сборника обошелся без рецензии? Не думаю! К тому же, как говорит сам Егор: "в этой Книге собраны не только мои мысли и образы - за каждой моей строчкой таится прожитая жизнь, которую я переживаю вместе с вами, друзья".
И вот сегодня, очередной бессонной ночью, я заставил себя открыть Книгу и снова окунуться в какой-то невообразимо печальный и в то же время таинственно-волшебный внутренний мир моего Друга. Заставил не потому, что у меня не было желания, а скорее по другим причинам: во первых, все тексты были уже неоднократно прочитаны ранее в сети; ну и во-вторых, наверно, самая главная причина - читать такие Книги нужно осознанно, в особенный момент времени. И для меня такой момент времени настал.

Закрутил...
А как иначе, если читая Воронова, рука так и тянется открыть словарь или залезть в Википедию? Признаюсь честно, моей начитанности и эрудиции часто не хватает, чтобы поймать всю глубину мысли и понять кочующие между строк, словно лишенные постоянного места под солнцем битники, образы и метафоры, которыми так легко орудует автор.
Книга начинается с цитаты Уильяма Фолкнера "...между горем и пустотой я выбираю горе" (перевод с английского, если я все правильно понял), а дальше следует эпиграф-интро, который подготавливает читателя к погружению на глубину в 98 "лье" между печалью и небытием Егора Воронова. 
Я набираю в грудь побольше воздуха и вместе с Егором "надеваю маску и вхожу на безлюдную сцену. Сквозь провалы в крыше начинает идти дождь - единственный аккомпаниатор и слушатель этой абсурдной интерлюдии... МЫ что-то постоянно записывали. Но Тексты-на-Пути превращались в хлебные крошки Гензель и Гретель. И сейчас многие из них уже склеваны Временем в Новом существования... Это слова, которые пишут своими ботинками заблудившиеся в долгом пути. И место им перед самым Завершением. Когда не осталось надежд, что завтра наступит". МЫ стоим на пустой сцене старого заброшенного Дворца культуры. И здесь очень темно и тихо...
Тот, кто имел честь держать в руках сборник, скажет, что нет там никаких МЫ. А я скажу, что есть. В каждом слове Егора Воронова прячется каждый из нас. Ведь не просто так, перед выходом Книги из типографии, Егор Воронов обращался с экранов мониторов голосами горловчан в своём тизере-презентации на стих La paix, который, конечно же, вошел в 30-ку рифмованных стихотворений, занимающую первую треть сборника. 
От себя хочу добавить, что прочитывая все стихотворения вновь, я обратил внимание на волшебство букв и слов, когда они напечатаны на бумаге, а не мелькают в голубых экранах современных гаджетов. Что ни говори, а перелистывая шуршащие страницы Книги посреди ночи, невольно замечаешь, как "...Углы теряют формы, всё искаженней чувства, дрожит реальность, саржей обвивая тьму." Прочитанные заново слова въедаются под кожу острой занозой, на краешек которой нанесён сладкий опиум, одурманивающий, но открывающий искаженную реальность автора.
Завершает рифмованную часть Книги стихотворение очень тяжелое, где в последних строчках Воронов говорит, что его завтра не будет, что утро не настанет... Стихотворение, впервые опубликованное на его странице Вконтакте 28 мая 2013 года (когда черные птицы еще не падали с неба на земли Донбасса, но очень тонко отобразившее те страшные дни), оказалось в чем-то пророческим. Мне стало страшно. Реальность вновь замерла, а сердце забилось еще сильнее.
Далее следует интерлюдия, к свободному стиху... Егор пишет: "Для меня современная поэзия - это комната смеха, где в очередном приступе социофобии рыдает окровавленный Робинзон Крузо. Это сугубо интимный вид искусства, которому не место на заплеванных рекламных площадях и в душных панцирях ночных клубов..."
"Подобным даром стиха в современной поэтической традиции обладают лирико-филоссофские миниатюры (верлибр). Поэзия, лишенная вериг рифмы, строфики, изотоники, слогового метра..."
Думаю, что кто-то в таких текстах найдет исключительно что-то личное, другой просто пройдет мимо, а кто-то останется в них жить навечно, подружившись во Дворце скорби "Дружба" с Пустотой, стоя в очереди за поцелуем Иуды. Мне же пройти мимо было очень не просто, а из тридцати верлибров выбрать какой-то конкретный тем более. Но я все же хочу процитировать один, в котором я нашел отражение себя, находясь в творческом ступоре:

"В попытке
поэтического крика
задохнулся
молчанием
чистой страницы"

Далее следует малая проза Егора Воронова, очень полюбившаяся его подписчикам в соц.сетях и откровенно говоря, далеко не вся понятная конкретно мне. НО! Именно поэтому прозу Воронова хочется перечитывать вновь и вновь, каждый раз находя в ней что-то новое... Здесь вам и "Быть Горловчанином", и тяжелая "Тьма града обреченного" - уж не знаю, существует ли в Мире еще один текст, который так честно отображает реалии артиллерийских обстрелов простыми словами простого человека, считающего секунды от запуска одного снаряда до другого..; Здесь и открывающий свое влюбленное сердце автор в "Все без исключения..." и его "Единственный путь в небо". Лично я люблю эти тексты все без исключения и всячески рекомендую к прочтению. И пусть даже не с печатных страниц, то хотя бы с экранов мониторов...

Дочитав Книгу до конца, я еще долго лежал под ночником не смотря на то, что в комнате уже было очень светло... Мой взгляд был устремлен в потолок, но после прочтения сборника мне показалось, что даже потолок, до тошноты привычный, стал другим. За окном уже рассвело и в небе кружили ласточки. Они тоже что-то истошно вопили, подобно текстам Егора, которые глубоко въелись под кожу. Я всегда пытался понять, что скрывает их крик, но так и не смог придумать... Но в это утро я вдруг услышал: "Сон не приходит... Но от этой болезни ещё никто не умер." Поэтому я решительно встал с кровати, зарядил камеру, собрал реквизит и оправился в Сквер воплотить в жизнь уже давно задуманный автопортрет.

Комментариев нет: