В издательстве журнала «Донбасс» вышла в свет вторая книга стихов поэта из Горловки Леонида Костенко «Песня посвящается моя».
Уже само название, взятое из известной песни, подсказывает читателю, что в сборнике он найдет немало посвящений. И это действительно так. Свои поэтические произведения автор посвящает не только, как это принято, друзьям, родственникам и коллегам по перу, но и другим «товарищам, которые нам совсем не товарищи», а также различным явлениям окружающей нас действительности. Среди последних – двухдневному отсутствию в поселке электричества, детской влюбленности, паразитам по образу жизни, женщинам, Леониду Кравчуку и т.д. и т.п. Вот как, например, отреагировал поэт на появление в Украине новой эстрадной группы:
Смущенно замирали дяди,
Усмешку прятали в усы,
Когда явился на эстраде
Ансамбль
«Поющие трусы».
………………………………….
Что им готовят дни грядущие?
Обилие побед, призов.
Пусть сердце радуют «Поющие»,
Но только – никаких трусов.
Как видим, есть место для разгула не только творческих находок автора, но и буйной фантазии его читателя. Творческой особенностью Леонида Костенко, на мой взгляд, является его тяготение к афористичности. Не чужд ему, как представителю старшего, «советского» поколения, воспитанному и выросшему в условиях довольно ограниченной творческой свободы, и эзопов язык. А присущая автору и читающаяся «между строк» легкая ирония часто смягчает склонность поэта к некоему морализаторству. Поэтому получается у него не просто поучительно и язвительно, но еще тонко и убедительно, как говорится, – едко, но метко. И высмеивает Костенко как типичные человеческие пороки, присущие многим, так и пороки отдельных представителей «сильных мира сего». Причем под прицелом его сарказма оказываются и бывшие руководители страны, и ныне правящие первые ее лица.
Однако, в отличие от некоторых псевдопоэтов и мнимых правдорубов, бичующая критика Костенко не имеет ничего общего с оголтелым критиканством, присущим мизантропам. Его сатира – мягка, остроумна, где-то иронична и, я бы даже сказал, светла. И нередко объектом и мишенью таких поэтических «стрел» становится… сам автор стихотворений. Подобная самоирония говорит о многом, ведь пошутить над собой может далеко не каждый, на это способен только широкой души и уверенный в себе человек, не лишенный чувства юмора. Так, обыгрывая известные строки великого поэта, Костенко сообщает:
Меня чаруют трели соловья,
Наивное пророчество кукушки…
О лето красное, я так люблю тебя!
Быть может, потому, что я – не Пушкин.
И тут же, вдогонку, сам на себя пишет автоэпиграмму:
Неубедительно достоинства жары
Воспел поэт, стараясь вдохновенно.
Аплодисменты мы отложим до поры:
Что он не Пушкин – это несомненно.
Но все-таки основная часть стихотворных посвящений в новом сборнике адресована родным и знакомым поэта, членам литобъединения «Забой». Среди них и пародии – не злые, умные и доброжелательные. Зная, наверное, не понаслышке об обидчивости отдельных тонко организованных поэтических душ, Костенко заранее просит у них прощения; но опять же – делает это не «грубо, зримо», а с легкой подковыркой, закидывая им леща:
Друзья, не надувайте губы,
В пародии узнав себя!
Ведь я не насмехаюсь грубо,
А подражаю вам любя.
Пускай вы на слуху в народе,
Для вас, наверно, не секрет:
Кто удостоился пародий,
Тот – состоявшийся поэт.
Знакомясь со стихотворениями из нового сборника, я поймал себя на мысли, что некоторые из них чем-то напоминают искрометные юмористические четверостишия еще одного горловчанина – уже покойного Константина Терехова. Не хотелось бы вдаваться в сравнения, ведь каждый автор, его творчество – это отдельный, оригинальный, индивидуальный и неповторимый мир. Здесь главное, чтобы он, этот мир, – был; как был у Терехова и как есть у Костенко, который к 80-летнему юбилею товарища по лито «Забой» написал:
Слезинки катятся из глаз
И слышен хохот до истерики…
Мы наблюдали, и не раз, –
Свои стихи читает Терехов.
Почитать новый сборник, оценить остроумие, юмор и своеобразие поэтического слова его автора широкой публике будет весьма проблематично – из-за небольшого тиража издания. «Наверное, это последняя моя книга», – сказал Леонид Костенко, презентуя еще пахнущую типографской краской свою «Песню…». Может быть, по этой причине сборник завершают две стихотворные пробы его сыновей – Андрея и Вадима. Мол, отец как бы символически передает им эстафету своего поэтического творчества. Но вряд ли стоит торопиться и спешить в таких вопросах: нам ли знать и ведать, что ждет нас впереди и сколько лет еще отмерят? Ведь, по признанию самого же Л.Костенко, он полагал, что его первый сборник стихов «Молот и стих», изданный в 2006 году, станет не только первым, но и последним. Не угадал – выпустил второй. Будем ждать третьего.
Газета "Кочегарка" М.ГУБАШ
Комментариев нет:
Отправить комментарий